?

Log in

No account? Create an account

Записки сумасшедшей

Looney


Previous Entry Share Flag
Во всем виноват фюрер
selena_ksena
Здесь будет немного спойлеров к кино. Немного рассуждений. Немного Гитлера.

Кто-нибудь замечал, КАКОЕ влияние на современность оказали и оказывают реалии времен Второй Мировой? Нет?
Я не хочу здесь говорить о неофашистах, о распространенности фашистской свастики и орлов Третьего рейха среди граффити, аксессуаров и даже принтов на футболку. И не хочу говорить о миллионах смертей, разрушенных судеб, миллиардах единиц материального ущерба, о сломанных людях. Но придется.

В частности, возьмем кино. Для начала, отечественный кинематограф. Сколько у нас есть действительно качественных, интересных широкой публике фильмов? Если честно, я не люблю наше пост-советское кино и вообще стараюсь держаться от него подальше. Однако.
Утомленные солнцем? Нет, не о ВМВ, зато вторая часть как раз о ней. Сталинград? Пф. Брестская крепость? Пфф. Мы из будущего 1, 2? Пффф.
Вспоминая качественные фильмы, наши, я не могу не подумать о любимом Квартете "И", которые снизошли из театра и подарили нам "День радио", "День выборов", "О чем говорят мужчины"... стоп. Вспоминается мне один разговор...

- Ты знаешь, у меня в детстве для таких случаев был способ: я себе представлял, что ко мне приходят фашисты. Ну, не для того, чтобы "hande hoch", а с благородной миссией: помочь мне разобраться в моем внутреннем мире.
- Угу...
- Светят мне в лицо и задают мне вопрос, на который я сам себе не могу ответить, не могу докопаться до правды, там... "Кого ты больше льюбищ: Марину Штурманову из 8 "ф" или Яну Мисченко из 9 "б"? Если скажешь прафду, мы тебья отпустим, а ньет - расстрельяем". А они эту правду почему-то знают. Ну, фашисты. И я так вдруг собираюсь и понимаю: Яну Мищенко. Хороший способ. До сих пор пользуюсь.


Да. Опять фашисты. Опять ВМВ. Даже в комедии.
Еще один фильм, который, кстати, очень советую, - Русский крест. Тоже о войне. Да сколько у нас их, этих фильмов о Великой Войне... И главная мысль, которую я хочу высказать в этой части, такова: в нашем кинематографе самой лучшей, самой беспроигрышной, самой глубокой и самой близкой всем темой является тема войны. У нас есть тонны отвратительных штампованных сериальчиков (кстаааати, ситуация с сериалами вроде налаживается) и литры чернухи, но попробуйте назвать хоть один плохой фильм с военной тематикой.
Хотя после той войны прошли годы и десятилетия, а живых ее очевидцев все меньше и меньше, мы помним, мы храним печать боли и вкладываем ее в то, что творим.

Нечто подобное можно наблюдать не только в нашем кино. В общем-то, на эти мысли о кино и войне меня вывела просто потрясающая череда совпадений. Тут начинаются спойлеры, да.
Смотрю, значит, фильм "Запретная любовь" с Кирой Найтли. Как я ненавижу локализаторов, которые дают зарубежным фильмам такие ушлепские названия. ВМВ в разгаре.
Продолжая прогулку по фильмографии Найтли, смотрю "Искупление". Началась ВМВ, все плохо, все умерли.
Оставила Найтли в покое. В тот же день, не стерев с лица соленые капли - осадок от "Искупления" - принялась за "Чтеца". Замечательный фильм! Но когда вдруг вместо любовной интриги на сцену вышел судебный процесс, посвященный делу о заключенных концлагеря времен Второй Мировой...
После двухдневного перерыва между фильмами все же взялась за давно запланированный просмотр "Мемуаров гейши". Рассматривая умопомрачительно красивые кимоно, наслаждаясь восточными пейзажами, я все пыталась понять, в какое время разворачивается сюжет: Средневековье? Феодальная Япония?
Ответ я получила в виде рева моторов самолетов времен ВМВ. И до гейш добрались, ну что за люди-то!

"Пианист"? Бедняге пришлось тяжело в студеную зимнюю пору.
"Гранд-отель Будапешт"? В конце тоже всему виной фашисты. Повторюсь, рекомендую к просмотру и этот фильм.
"Английский пациент"?
"Ночной портье"?
"Лабиринт фавна"? Главный антагонист, будучи испанцем, прямо-таки воняет фашизмом. Не говоря уже о том, что действие разворачивается в период ВМВ.

"Авиатор". Нет, я понимаю, что это биография Говарда Хьюза, я прекрасно это понимаю, но... опять ВМВ.
"Спасти рядового Райана" - вообще молчу. Равно как и о других фильмах, посвященных непосредственно ВМВ.
Наконец, после начала просмотра фильма "Ганнибал: Восхождение" я уже просто валялась: такое впечатление, что мне подряд попадались фильмы, так или иначе отражающие бытность во время ВМВ.
И список этот можно пополнять до тех пор, пока я не превышу количество допустимых знаков в ЖЖ.

Но все же нельзя не упомянуть о популярной культуре.
Marvel. Всеми нами (или большинством из нас) любимая студия, которая в последнее время стала штамповать такие яркие блокбастеры.
Поднимите руку те, кто смотрел "Первый мститель". И мысленно ответьте на следующий вопрос: кто изучал энергию Тесеракта ради создания мощнейшего оружия? Если вы ответили, что этим занимался ученый в подчинении Гитлера, то можете погладить себя по голове.
Хэллбой? Сплошь и рядом следы деятельности усатого любимца страшного врага человечества.
В "Бесславных ублюдках" вообще просто так взяли и излили всю народную ненависть, убив Гитлера. Нет, его просто так взяли и убили. Сделали то, о чем мечтали миллионы людей, и по сути победили главного антагониста XX века.

Вообще на Гитлера можно свалить практически все, что связано с оккультными явлениями - дядечка, как известно, увлекался мистицизмом - и все проблемы наших бабушек и дедушек, а также прабабушек и прадедушек. В огромном количестве фильмов, дабы придать сюжету близость с реальностью, главным злодеем, или хотя бы косвенным, делают Третий рейх.
Так почему же так?
Я долго думала над этим и не могу выжать большее, чем дальнейшие мысли.
Мир глубоко потрясен той жуткой встряской, которую с трудом пережил. Как известно, разработки ядерного оружия в фашистской Германии не достигли своего взрывного апогея лишь потому, что Третий рейх был сокрушен. Земля была на волоске от превращения в малый пояс астероидов, и это невозможно забыть. Десятки сотни мемориалов и памятников, рассказы, повести и романы, кино и сериалы, повсеместные военные парады, льготы для ветеранов, приуроченные к различным датам всплески активности СМИ,
направленной на память о ВМВ... все это снежным комом катится к нам еще с послевоенных лет.
И, да, зная, как прожигают каждую душу любые упоминания о такой далекой всеобщей беде, на это давят, на этом зарабатывают деньги. Нет, одни просто стараются блюсти свой долг и не давать никому забыть, зато другие лопатами пересыпают к себе в кошельки зеленые бумажки с нового навороченного спецэффектами фильма. Третьи просто не знают, какую еще необычную ситуацию можно придумать для своего героя, чтобы он казался глубоко раскрытым, трагичным и интересным. Я понимаю, как это бывает у писателей во время творческого кризиса: "Блин, хочу создать что-то неповторимое, мне нужен необычный поворот сюжета, мощная встряска..." Лежащая буквально под ногами Вторая Мировая, толки о которой все никак не утихают, - это очевидное и простое решение. Осмелюсь повторить звучавший в начале эпитет - эта тема выигрышна для искусства: вокруг нее витает столько морали, героизма, трагизма, что грех этим не воспользоваться. Что не сказал сам автор автор, то тысячу раз было сказано учителями в школе, писателями, сценаристами, бабушками, дедушками, журналистами и вообще всеми, кому не лень поговорить о бессмертном, о прекрасном, о философии и прочем.

Экономика и политика, науки и искусство, история и религия, любовь и дружба, социальное зло и война - вот о чем можно рассуждать до бесконечности и после нее, но именно война объединяет все эти темы. Именно через войны цивилизация проходит всякий раз перед тем, как выйти на новый уровень или исчезнуть с лица земли.

Но, да. Время оставить экзистенциальные вопросы и вернуться к поставленному.
Искусство, безусловно, отражает общественные настроения, всеобщие страхи, комплексы, мечты и надежды. И в наше время, действительно, чуть ли не во всем виноват фюрер. Виноват в смертях наших родных, виноват в том, что люди были сломаны, семьи - разбиты, дома - уничтожены. Виноват во всем, что за этим последовало: демографических ямах, проблемах с экономикой, смене баланса сил на мировой арене. Можно даже сказать, что холодная война началась именно с гонки вооружений, которую также спровоцировало усиление Германии. И вообще в чем только он не виноват.
К его заслугам же можно отнести отчасти сплочение массового сознания, распространение пацифистского движения. Мы все знаем, что такое зло. И мы, не заставшие войну, все равно знаем, что это такое и как это страшно.



P.S.
Картинка напоследок:

cae8d299b2c4